Выпускное сочинение
   Итоговое сочинение по литературе

Итоговое сочинение по литературе

Итоговое сочинение по литературе по литературе


   Итоговое сочинение по литературе 2019-2020


Итоговое сочинение по литературе



Война и мир

Аргументы к итоговому сочинению по направлению Война и мир

В романе М.А. Булгакова "Белая Гвардия" представлен пример исключительного милосердия на войне. Полковник Най-Турс, который командовал отрядом юнкеров, понял, что предстоит неравная битва, и распустил юношей перед боем. Петлюра и его банды были слишко опасными соперниками, и молодые ребята напрасно сложили бы жизни в этом поединке. Город они бы не защитили с таким силами, да и сам гетман покинул его. Най-Турс погиб в схватке, как честный офицер, но спас своих людей и стал настоящим героем для их семей. Даже на войне нужно оставаться милосердным, чтобы выиграть самый главный бой - противостояние со своими пороками.

В рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" мы видим эхо войны в судьбе Матрены и Фаддея. Молодые люди были помолвлены, но Фаддея призвали на войну, и невеста стала ждать его. Бойца взяли в плен, но никто не знал об этом, и через несколько лет Матрену убедили выйти замуж за брата ее жениха. Времена были тяжелые, семье требовалась любая помощь, и Матрена согласилась. Но Фаддей вернулся и возненавидел ее за предательство. Он, как и она, не смог полюбить другую, и женился только потому, что нужно было. Так, даже в мирное время война разлучала людей, и ее кровавый след еще долго тянулся в их судьбах.

Война никого не оставляет в стороне, и люди просто вынуждены принимать в ней участие. Герой повести В. Быкова "Обелиск" жил в оккупированном селе и пытался учить детей, несмотря на военные действия в округе. Сначала его назвали предателем, но потом партизаны поняли, что Алексей все это время помогал им, так как приносил информацию, провизию и оберегал детей. Но подростки все же решили повоевать и сделали неудачную диверсию. Нацисты предложили обменять задержанных детей на учителя, и Мороз добровольно сдался им, желая помочь воспитанникам любой ценой. Вплоть до своей казни он обнадеживал их и старался скрасить мучительное ожидание развязки. Мороз не был солдатом, но поступил как настоящий герой. Его подвиг - доказательство того, что победить в войне можно только нравственной силой, и она была у советского народа.

В произведении В. Распутина "Живи и помни" герой дезертировал с фронта. Андрей устал воевать в условиях голода и холода, не видел смысла рисковать собой, когда солдатам не могут обеспечить даже провизии. Он сбежал домой, и его супруга прикрывала побег мужа, рискуя собой. Ее могли задержать и казнить за помощь дезертиру, но Андрей под влиянием войны окончательно лишился совести и мужественности, поэтому охотно пользовался преданностью жены. Ужасные условия войны, ее жестокость и беспринципность сделали из Андрея эгоистичного труса. Деградация его личности протекала чудовищными темпами: он прятался в лесу и вел жизнь животного, обремененного только выживанием.

В романе-эпопее "Тихий Дон" М.А. Шолохов показал, как война влияет на личность человека. Веселый и добрый Гришка Мелехов становится жестоким и угрюмым солдатом, который рубит шашкой правых и виноватых, угождая то одной., то другой власти. Если раньше Мелехов часто улыбался, шутил и был счастливым человеком, то после череды войн он опустился, осунулся, поседел, будучи совсем еще молодым мужчиной. Война забрала у него не только семью и дом, но и лучшие черты характера: стремление к правде, отзывчивость, доброту. В финале перед нами оказался опустошенный человек, у которого нет будущего.

В повести А.И. Куприна "Поединок" описывается военное сословие в Российской Империи. Но перед нами не бравые солдаты и патриоты, а опустившиеся и порочные солдафоны, готовые на любую жестокость ради наград и повышений. Все вышестоящие начальники гарнизона травмированы войнами, где им приходилось участвовать, поэтому они калечат солдат и доводят их до суицидов своим обращением. Эти люди больны ненавистью, потому что им уже приходилось убивать и получать за это деньги и славу. Такой порядок вещей содействует разложению человеческой личности, которое происходит в условиях армии. Самым человечным героем оказывается пьяница Назанский, ведь он не в силах выносить грубости и злости, которые давно стали настоящими командирами в его гарнизоне.

М.А. Шолохов в рассказа "Судьба человека" доказал, что человек может остаться собой даже на войне. Его герой прошел через ужасные испытания: жестокие бои, потерю семьи, заключение в трудовом лагере. Но даже в таких жизненных обстоятельствах Андрей остался добрым и честным человеком, которому чужда жестокость на поле брани. Самым ярким эпизодом, подтверждающим это, является фрагмент, где Соколов делит полученную от Мюллера еду со своими сокамерниками. Он сам очень голоден и еле стоит на ногах, но все равно делит провизию, понимая, что это правильно. Справедливость для него по-прежнему дороже, чем эгоистические потребности. Значит, даже суровые будни войны не сломили гордый дух настоящего человека, способного сохранить доброту для мирного времени и пронести ее через лишения и испытания.

В повести Б. Васильева "А зори здесь тихие" милые девушки становятся настоящими бойцами за Родину. Каждая из них имеет свои мотивы пойти на фронт: кто-то мстит за мужа, кто-то защищает семью, кто-то идеализирует войну и хочет найти на ней свое призвание. Но каждая из них приносит себя в жертву, защищая свою страну и помогая своему народу. Особенное впечатление производит эпизод, где Рита заканчивает жизнь самоубийством, чтобы спасти старшину. Понимая безвыходность положения, женщина делает своего сына сиротой, но спасает бойца, который еще может бороться и выполнить задание. Этот подвиг я считаю одним из самых знаменательных в мировой литературе.

В романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" война предстает разрушительной стихией, которая сметает все на своем пути. Она рушит семьи, страны и города, деформирует психику людей и сводит их с ума. Главный герой, будучи врачом, попадает в мясорубку братоубийственной войны и уже не выходит оттуда прежним. Крушение мирной жизни и всех ее ценностей отражается и в его поведении: он изменяет жене и навек расстается с семьей. Даже новую любовь и ее ребенка Юрий защитить не в состоянии, потому что вокруг разруха, и человек не может быть уверенным в завтрашнем дне. Та же разрушительная стихия губит Павла Архипова, который теряет все и заканчивает жизнь самоубийством. Таков итог войны: она лишает людей жизненной силы и нравственной опоры.

Войны нельзя избежать, когда она стучится в твой дом. Это убедительно доказал В. Быков в повести "Сотников". Главный герой - не боец, а простой учитель. Он хилый и не умелый, солдат из него никудышный, но в тяжелом испытании он демонстрирует настоящую силу воли и преодолевает страх. На допросе с пытками он так и не выдал товарищей и принял смерть из рук мучителей, не предав родины. Сотников и ему подобные не хотели воевать и убивать людей, но в их страну вторглись враги, и выбора уже не осталось. Они не могли предать родную землю и отказаться от борьбы.

Даже когда война кончается, ее последствия долго говорят о ней. Подтверждение тому - поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Герой был взят в плен русским военным, но по дороге в Россию мальчик сильно захворал, и его оставили в монастыре. Там его воспитали монахи, и единственной дорогой, ему уготованной, стало поступление на службу в монастырь. Но юноше, впитавшему свободолюбие кавказских гор, было чуждо такое призвание. Военный лишил его семьи, родины и выбора. Личная трагедия Мцыри была следствием общей трагедии всего его народа: за него все решили, и никто не считался в мнением людей. Русская армия захватила земли, а ее бывшие хозяева были вынуждены жить в состоянии вечной борьбы со своими захватчиками.

Примеры сочинений по тематическому направлению Война и мир


Надежда и отчаяние

Аргументы к итоговому сочинению по направлению "Надежда и отчаяние".

Надежда.

Надежда не всегда идет на пользу человеку, потому что многие люди отгораживаются пустыми иллюзиями от реальной жизни и теряют время. В романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" муж Анны долгое время закрывал глаза на поведение жены, так как надеялся, что она скоро остынет к Вронскому, и их связь не выйдет за рамки дозволенного в светском обществе. Однако с молчаливого согласия мужа героиня лишь глубже увязала в романе с любовником. В конце концов, она решилась оставить супруга и открыто объявить о своей связи. Только тогда Каренин понял, что его надежды тщетны, и надо было бы давно поговорить с женой. Но было уже поздно, брак распался, и ничего не могло спасти Карениных от разрыва. Так, вера в иллюзии заставила героя медлить и бездействовать тогда, когда еще был шанс все исправить.

Надежда помогает человеку справиться с жизненными неурядицами и дождаться исполнения мечты. Такой вывод можно сделать из книги А. Грина "Алые паруса". Ассоль всей душой надеялась на то, что когда-то предсказание волшебника сбудется, и ее заберет отважный капитан на судне с алыми парусами. Эта верность мечте не просто давалась героине: люди высмеивали ее, называли "дурочкой", и никто не хотел иметь с ней дела. Ассоль в полном одиночестве приходилось выдерживать давление общественного осуждения и постоянные насмешки. Никто не понимал ее, но надежда все еще жила в ее сердце. Узнав об этом, Артур решил подарить такой стойкой девушке ее мечту и забрал Ассоль из Каперны на судне с алыми парусами. Если бы героиня не надеялась на счастье, оно бы к ней так и не пришло.

Надежда - это все, что остается у человека в час нужды и горя. Героиня романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказания" оказалась в ужасающей нищете вместе с пьющим отцом, сварливой мачехой и тремя маленькими детьми. Соня была вынуждена пожертвовать собой ради спасения малышей от голода и стала "жить по желтому билету". В такой ситуации помощи ждать неоткуда, и девушка знала это, но все же она надеялась на то, что Бог не оставит ее. Эта надежда не давала ей погрязнуть в пороке и разврате, благодаря ей Соня спасла свою душу и выкарабкалась из клоаки безнравственности абсолютно чистой. Эта же надежда помогла ей доказать Родиону необходимость покаяться и начать жизнь с чистого листа, но с верой, любовью и стремлением к нравственной чистоте.

Ложные надежды могут погубить человека. Например, в пьесе М. Горького "На дне" ложь во благо обернулась трагедией: Актер, разочаровавшийся в мечте об избавлении от пьянства, повесился. Дело в том, что странник Лука соврал ему о больнице, где бесплатно лечат алкоголиков. Актер вновь поверил в чудо и стал собираться в путь, но странник ушел из ночлежки, а все остальные сказали герою правду: таких мест нет. Персонаж не смог вынести крушения напрасных надежд и наложил на себя руки. Так, пустые обещания создают лишь вредоносные иллюзии, после которых у человека остается лишь разочарование.

Когда человек теряет надежду, он остается ни с чем. Такой пример описал А.И. Куприн в рассказе "Чудесный доктор". Мерцалов не смог обеспечить свою семью, его дети пошли побираться, а дочка лежала при смерти. Они жили в холодном подвале, и не было никакой надежды исправить свое положение. Глава семьи потерял веру в будущее и намеревался наложить на себя руки, потому что он не мог выносить вида плачущих и голодных детей, больной жены и облезлых стен подвала. К счастью, его остановил доктор Пирогов, который помог семье встать на ноги и вылечил больного ребенка. Но если бы герой, утратив надежду, совершил задуманное, его жена и дети умерли бы мучительной смертью. Значит, именно надежда дает человеку жизненные силы бороться за себя и своих близких, а без нее он опускает руки.

Надежда - это вера в лучшее, которая дает нам стимул жить и идти вперед. Мы можем подтвердить это высказывание примером из произведения М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Герой надеялся, что сможет найти свою родину за пределами монастыря, поэтому он сбежал и искал в окрестных лесах дорогу домой. Однако в пути он убедился, как далеко занесла его судьба. Вокруг были чужие земли и чужие люди, и ему не хватит сил добраться до отчизны. Убедившись в этом, Мцыри опустил руки и сдался смерти. Его молодой организм мог бы выстоять, но у героя не было надежды, а значит, и стимула к жизни.

В рассказе М. Горького "Старуха Изергиль" Данко смог совершить подвиг, потому что надеялся на чудо. Он верил, что сможет вывести свой народ из леса и помочь ему устроиться на новой земле. Его сердце пылало этой верой, поэтому он смог осветить им путь к свободе. Но сами люди, ради которых он жертвовал собой, отчаялись и набросились на спасителя с упреками и злобой. Безверие едва не погубило их, ведь они были в шаге от цели! Выход был найден, но только благодаря надежде Данко на успех дела, и вопреки тем, кто дал волю отчаянию и унынию. Этот пример учит нас верить в будущее и идти к нему, не поддаваясь страхам и сомнениям.

Отчаяние.

Преодолеть отчаяние непросто, но возможно. Так, героиня романа Л.Н. Толстого "Война и мир", Наташа Ростова оказалась опозоренной неудачной попыткой бегства с Анатолем Курагиным. Герой обманул ее и хотел выкрасть из дома, но Соня вовремя сказала все Марье Дмитриевне, и незадачливого похитителя погнали со двора. Тогда Наташа узнала, что ее возлюбленный женат. Но не только она теперь знала о случившемся: о Наташе пошли ужасные сплетни. Теперь никто не хотел бы жениться на ней с такой репутацией. Из-за этого героиня серьезно заболела и стала таять на глазах. Семья всерьез обеспокоилась ее здоровьем, ей наняли докторов, но ничего не помогало восстановить здоровье девушки. Причина была в том, что она больше не надеялась на счастье. Восстановить эту веру ей помогли не врачи, а религия. Наташа начала ходить в церковь и молиться, стала спокойнее и сдержаннее. Это сосредоточение помогло ей преодолеть отчаяние и осознать, что не все еще потеряно. Действительно, перед смертью Болконский простил ее, а потом она вышла замуж за Пьера Безухова. Значит, стоит только поверить в добро и справедливость, найти нравственную опору в этой вере, и отчаяние отступит, как и жизненные трудности.

Иногда отчаяние можно оправдать, ведь в жизни бывают действительно безвыходные ситуации. Например, герои пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума" из среды московского дворянства полностью убедили Чацкого в невозможности перемен в России. Фамусовское общество не только не слушало критики в свой адрес, но и объявило критика сумасшедшим, признав все его доводы бредом. Такое непроходимое и беспринципное невежество ошеломило героя: он не был готов к такому приему. Убедившись в бесполезности своих прогрессивных речей и аргументов, он махнул рукой на Москву и зарекся туда возвращаться. Его можно понять, ведь все попытки образумить этих людей свелись к ненужным спорам в гостиных, которые все равно ничего не изменят, так как в фамусовском обществе нет самого главного - желания развиваться.

Нельзя отчаиваться на пути к цели, иначе она никогда не будет достигнута. Так, герой повести Н.В. Гоголя "Шинель", став жертвой кражи, не стал добиваться справедливости. Когда он получил вместо помощи грубый крик должностного лица, он потерял веру в решение проблемы и ушел ни с чем. От горя и потрясений, а также от холода северной столицы, он скончался, так и не добившись справедливости, хотя чиновник после своей выходки осознал неправоту и готов был бы помочь просителю. Если бы Акакий Акакиевич боролся за свою вещь и за свои гражданские права, а не убегал при первой же неудаче, он мог бы стать не маленьким, а значительным человеком. Именно отчаяние свело его в могилу еще при жизни, когда он не мог за себя постоять и бездействовал в любой непонятной ситуации.

Отчаяние - не выход из ситуации, а вход в тупик. Это доказывает А.С. Пушкин в повести "Станционный смотритель". Самсон Вырин, потеряв дочь, поехал искать ее, но наткнулся на грубость Минского и непонимание Дуни. Ротмистр, совративший его дочь, просто дал ему денег и отправил прочь. Герой выбросил деньги за позор дочери, нашел ее квартиру и наведался туда, но оттуда его выгнали на улицу. Не вняв совету жаловаться на Минского, Самсон вернулся домой. Постепенно он опустился и спился, ведь дочь не писала и не приезжала к нему. Старика погубило его отчаяние, и вскоре он умер. А ведь если бы он сам проявил инициативу, то смог бы добиться ответа от Минского и уважения дочери.

Отчаявшееся люди не могут обрести счастья и гармонии с собой. Так, герой повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" много лет безответно любил одну женщину, но после его подарка в день именин ему запретили досаждать ей письмами. Брат и муж Веры пришли к нему и попросили не компрометировать княгиню. Желтков согласился на это из любви к избраннице и попросил лишь возможности попрощаться. После прощания и последнего письма Георгий покончил с собой. Он отчаялся, потеряв последнюю нить, связывающую его с дамой сердца. В таком эмоциональном состоянии он просто не мог продолжать жить.

Иногда человеку необходимо пережить отчаяние, чтобы возродиться из пепла разочарования к новой жизни. Так произошло и с героиней романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Татьяна полюбила мужчину и решила сама признаться ему в любви в письме. Однако избранник не смог ответить ей взаимностью, потому что не хотел связывать себя семейными узами и портить жизнь молодой девушки своей холодностью. Он отказал Татьяне, вернув письмо. Героиня очень переживала и едва могла владеть собой, ведь удар был слишком болезненным. Но прошли годы, и она вышла замуж за доброго и ласкового человека, который полюбил ее. Пережив отчаяние, Татьяна смогла стать твердой, мудрой и самодостаточной женщиной, которая знала цену любви. Пережив тяжелое признание, она сама смогла отказать Евгению, зная по опыту, что он утешится и сможет найти себе вторую половинку.

Примеры сочинений по тематическому направлению Надежда и отчаяние


Добро и зло

Аргументы к итоговому сочинению по направлению "Добро и зло".

О том, что такое доброта, говорит произведение М.А. Шолохова "Судьба человека". Андрей Соколов, потеряв всю семью и вернувшись с войны опустошенным и отчаявшимся, увидел на улице сироту. Мальчик искал родителей и жил беспризорником на то, что дадут люди. Именно тогда герой понял, что есть те, кто пострадал сильнее его, и что он, Андрей, должен вернуть этому мальчику мирное небо над головой, украденное войной. Соколов представился Ване отцом и взял его к себе. Казалось бы, он потерял семью и кров, не имеет работы и перспектив, но все же этот мужественный человек берет судьбу ребенка в свои израненные руки, ведь доброта - это стиль жизни, а не красное словцо. Это качество определяется и выражается только поступками.

Настоящее зло коренится в равнодушии. Так, герои поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" не убивают друг друга и не проявляют агрессии, но читатель видит, что все зло в России того времени исходит от них. Коробочки, Плюшкины, Маниловы и Собакевичи нагло паразитируют на крестьянах и нагружают их тяжелым трудом, но сами ничего не делают, и лишь транжирят нажитые чужим потом богатства. Например, Плюшкин настолько опустился, что даже перестал продавать то, что производят крестьяне. Все плоды их труда гниют у него в сараях. Сами же люди ходят в обносках и живут в своих поломанных избах хуже скотины. Причина всего этого неявного зла кроется в равнодушии помещиков к родине и ее судьбе. Они лишь набивают свой карман и не думают о завтрашнем дне.

Многие люди защищают и творят зло, сами того не ведая. Например, многие герои пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума" всерьез полагают, что беспардонная эксплуатация народа России - это благо для страны, что их исключительное право на жизни людей - справедливая мера. Фамусов превозносит карьеристов и взяточников, да и сам не трудится, а только пользуется своими привилегиями от службы. Он ценит людей только по их статусу и достатку, а личностные качества ему не важны. Также думают и его многочисленные знакомые из московского дворянства. Не задумываясь о судьбе страны, эти люди творят зло и поощряют его, попирая ногами простой народ. Из-за их лени, глупости и порочности страдает вся Россия. Но это зло не явное, скрытое, поэтому его никто так не называет, соответственно, с ним никто и не думает бороться.

В романе-эпопее М. А. Шолохова "Тихий Дон" изображено общество, в котором под влиянием войны не осталось места доброте. Казаки позабыли старые добрые традиции и пошли друг на друга войной. Так, Мишка Кошевой убивает несговорчивого деда Гришаку, хотя всю жизнь прожил с ним бок о бок. А затем и Митька Коршунов убивает семью Кошевого, и объясняет это местью за деда и спаленный дом. Под его шашкой гибнут даже маленькие дети. Мирная деревня превратилась в поле брани, где каждый сам за себя. Источником этой всесторонней злобы является братоубийственная война, которая сделала близких людей непримиримыми врагами и посеяла кровавую вражду в куренях.

В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" описывается противостояние добра и зла, однако читатель не видит в Сатане беспощадного и яростного демона, а на стороне света - богоподобных существ без изъяна. Автор показывает, что обе крайности по-своему необходимы друг другу, их сплетение рождает гармонию в мире. Воланд поясняет это на примере шпаги: она отбрасывает тень, но если бы тени не было, не было бы и всего живого. Идеал света недостижим, и если убрать все зло из мира, нужно будет убрать и людей вместе с ним. Поэтому я думаю, что зло - это естественная сторона натуры человека, с которой ему постоянно необходимо бороться, чтобы совершенствовать себя в каждом поединке.

Люди не рождаются злыми, а становятся. Это убедительно доказал М.Ю. Лермонтов в романе "Герой нашего времени". Григорий не был равнодушным эгоистом с самого рождения, но окружение сделало его таким. Он так и не узнал теплоты семейного очага, все время рос при гувернантках и слугах. Деньги раньше времени открыли ему все удовольствия и уничтожили мотивацию к работе и созиданию. Печорин и так имел все, что нужно, и даже больше, так зачем тогда трудиться и добиваться чего-то? Любовь в светских гостиных, объятая лицемерием и фальшью, разочаровала его в женщинах и сделала холодным и расчетливым. Взрослый Печорин уже не жалел людей, так как знал им цену, и она была невелика. Поэтому он так бессердечно обходился с женщинами и мучал их, поэтому без сожалений убил Грушницкого. В его системе ценностей никто не расставил приоритеты, и цинизм раньше времени выжег все эмоции.

Злость порождает лишь ответную злость, и А.С. Пушкин не раз отмечал это в своих произведениях. Например, в романе "Евгений Онегин" он описал типичное сватовство начала 19 века: маму Татьяны и Ольги насильно выдали замуж за человека, который был гораздо старше ее. При этом героиня была влюблена и имела свои склонности и увлечения в городской жизни, а муж увез ее в деревню и не вывозил в свет. В итоге прелестная юная девушка превратилась в деспотичную помещицу, которая не жалела крепостных, да и к детям относилась довольно холодно. Столкнувшись с плохим отношением со стороны семьи, она стала проявлять злость постоянно, думая, что это норма.

Даже добрые люди могут столкнуться с непониманием и злобой. Например, главная героиня рассказа А.И. Солженицина "Матренин двор" была настоящей праведницей: помогала всем задаром, не гневалась и не грубила людям, воспитала чужую дочку в любви и ласке. Без нее не обходилось ни одно мероприятие в колхозе, хотя никаких денег за участие она не просила. Даже пенсию ей приходилось выпрашивать, так как старушке и в голову не приходило в дни молодости обегать партийные собрания и доказывать то, что она трудилась. И все же даже такого отзывчивого человека невзлюбили деревенские жители. Красноречиво говорит об этом сцена похорон Матрены, когда люди делят ее ничтожное имущество, а не вспоминают о покойной. Всю жизнь она была одинокой и непонятой, даже несмотря на свою доброту, и после смерти о ней вспомнила только приемная дочка и жилец (он же рассказчик).

Истинная доброта проявляется в минуты тяжелых испытаний. Так, герои рассказа В. Распутина "Уроки французского" живут в тяжелое время для нашей страны, когда многие люди нуждались не только в деньгах, но и в самых необходимых условиях для жизни - в еде, одежде и жилье. В такие годы умный мальчик из деревни приезжает учиться в город, но вся еда, которую присылает ему и без того бедная мама, уходит его родственнице, которая считает это платой за жилье. Володя голодает и пытается заработать деньги в азартных играх. Узнав об этом, его учительница пытается помочь гордому ученику и сама играет с ним на деньги. За это она лишается работы, но героиня не жалеет о своем поступке, ведь ребенок пережил это трудное время в школе только благодаря ее доброте. Даже после увольнения она продолжает помогать Володе. Таким образом, настоящая доброта проявляется в настоящих делах.

Доброта уместна даже на войне. Яркое тому подтверждение - пример из повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Андрей участвовал в осаде города Дубно, но внезапно он увидел в ночной темноте знакомую служанку. Татарка служила польской панне, в которую был влюблен герой. Она сообщила, что мать госпожи умирает от голода, и та просит Андрея прислать хоть немного хлеба для нее, чтобы не видеть ее страданий. Казак взвалил на плечи мешок хлеба и пошел на зов о помощи, не задумываясь о последствиях. Даже в военное время он не мог отказать умирающим женщинам в милости. Солдат должен воевать с солдатами, но не с матерями и детьми. Добрый поступок героя показывает, что любую вражду может победить один добрый жест, ведь поляки приняли казака к себе, видя его отзывчивость и милосердие.

В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" причиной озлобления главного героя является нищета, в которой он погряз. Родион находится в трудных жизненных обстоятельствах: у него нет денег даже на еду и одежду. Его семья от бедности и желания помочь ему решается на отчаянный шаг - помолвка сестры Родиона с богатым юристом Лужиным. Все эти факторы вынуждают Раскольникова создать в своем воображении теорию, которая оправдывает любое зло, сделанное во благо. По его мнению, люди высшего сорта имеют право убивать других, если это двигает человечество вперед. Но убив старуху-процентщицу и ее сестру, Раскольников так и не смог "сдвинуть человечество", потому что не смог оправдать себя даже благом униженных и оскорбленных. Значит, никакое зло не может быть оправдано благими побуждениями.

Примеры сочинений по тематическому направлению Добро и зло


Гордость и смирение

Аргументы к итоговому сочинению по направлению "Гордость и смирение".

Гордость.

В поэме М. Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова" гордость стала причиной развития событий. Приближенный царя Кирибеевич оскорбил Алену Дмитриевну, жену Калашникова. Купец не мог смириться, он не испугался силы и влияния обидчика, вызвал его на поединок. Честь герой ставил выше жизни, последней он и лишился, хотя и победил в честном бою (царь наказал его за убийство фаворита). Калашников вызывает уважение, потому что его гордость – это не самолюбование, а самоуважение, готовность защищаться и бороться, невзирая на обстоятельства.

Мцыри, герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, характеризуется свободолюбием и гордостью. Несмотря на то, что он вырос в монастыре, в неволе, он не смирился с обстоятельствами и не сломался под их напором. Все это время герой будто не жил, а лишь готовился. И, наконец, убежал, и для него наступило несколько дней счастья. Ущемление свободы било по его гордости, поэтому было подобно смерти. Вот почему Мцыри не смог снова жить в монастыре. Гордый молодой человек выбрал умереть, но остаться свободным. В его гордости нет высокомерия, он лишь стремился жить так, чтобы не было совестно за прожитые дни и сделанные поступки.

Бэла, героиня романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", была гордой девушкой из горного аула. Своей свободой и недоступностью она привлекла не менее гордого офицера Григория Печорина. Герой украл ее из дома, но она чувствовала себя пленницей, держалась холодно и гордо. Все усилия он направлял на то, чтобы покорить Бэлу и влюбить ее в себя, а когда достиг цели – разочаровался. Девушка тяжело переживала охлаждение возлюбленного, страдали и ее чувства, и гордость. Эти обстоятельства предрешили роковой конец ее жизни. Она не смогла бы жить с Григорием без его любви. Значит, гордость - это не что иное, как принцип, по которому человек живет, и который является его опорой. Изменив своему принципу, покорившись похитителю, Бэла потеряла себя и свою любовь.

Катерина, героиня драмы А. Н. Островского "Гроза", была очень честным человеком. Она не способна ко лжи, поэтому призналась мужу в измене, не боясь гнева его матери. Гордая женщина не хотела скрываться от него, врать и изворачиваться. В итоге героиня осталась совершенно одна наедине с истязающей ее свекровью. Ни один человек не пришел ей на помощь, а большинство людей ее осуждали, причем за то, что она не сумела соврать об измене. В конце концов, гордость Катерины не выдержала унижения. Она совершила одиночный бунт против лживого общества с его ханжескими взглядами и утопилась. Значит, гордым может быть только сильный и бескомпромиссный человек, готовый постоять за свои убеждения.

Чацкий, герой пьесы А. С. Грибоедова "Горе от ума", отличается не только острым умом, наблюдательностью и жаждой переделать мир, но и сильной гордостью. "Служить бы рад, прислуживаться тошно," - бескомпромиссно заявляет герой. Гордость Чацкого заставляет героя бороться с существующими общественными порядками. Он не может смириться с тем, что считает неправильным. У героя не получилось найти союзников, ему приходится уйти. Однако он показал закостенелым людям из круга Фамусова, что в новом мире есть место самоуважению и чести, а не только лжи и лести. Поэтому гордость - это далеко не всегда порок человека. Порой она может быть опорой всех его достоинств.

Сатин, герой пьесы М. Горького "На дне", несмотря на свое положение нищего, не утратил гордости и самоуважения. "Человек – это звучит гордо!" - утверждает герой. Гордость в его понимании служит основанием для изменений в жизни, борьбы с обстоятельствами. Он считает, что главное – жить по правде и идти вперед. Сатин не хочет смиряться перед обстоятельствами и удовлетворяться сладкой ложью. Гордость – качество деятельного человека, потому что уважение к себе дает импульс к развитию и улучшению жизненных обстоятельств.

В рассказе М. Горького "Макар Чудра" представлена гордость, уничтожающая все на своем пути. Лойко и Радда любили друг друга, но никто из них не мог уступить и унизиться до покорности. Они страдали и изводили друг друга, но никто не мог попрать свои права на свободу и признать поражение. В итоге Лойко убил свою избранницу, а ее отец убил его. Таков итог гордости, перешедшей в гордыню: люди предпочли смерть жизни и любви. Такие последствия никак нельзя назвать положительными.

Смирение.

Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", является образцом доброты и смирения. Ради того, чтобы накормить своих маленьких сводных братьев и сестер, она стала публичной женщиной. Героиня не могла иначе помочь голодным детям, поэтому отдала всю себя, при этом оставшись чистой. Соня никого не упрекала в своем положении, ее смирение поддерживало всю семью и давало пример другим людям. И именно оно помогло Родиону Раскольникову покаяться и очистить душу. Образ Сони показывает, как важны прощение и смирение в жизни людей.

Княжна Марья Болконская, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир", всегда жила для других. Она заботилась об отце, племяннике, нищих, пыталась понять всех и помочь окружающим. Даже когда старый князь наотрез отказался отпустить ее замуж и унизился до фамильярности с компаньонкой, она приняла эту жертву и смирилась с его характером. Несмотря на жажду любви и счастья, она жила любовью близких. Чистота души и смирение Марьи были вознаграждены, она вышла за Николая Ростова и была счастлива в семейной жизни. Значит, смирение не означает принятие неудачи и отказ от борьбы за счастье. Оно лишь дает человеку время понять, в чем это счастье заключается.

Маша Миронова, героиня повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", сочетает в себе силу и смирение. Она перенесла потерю родителей, плен у подлого Швабрина и не сломалась. Но в то же время для нее большое значение имело мнение родителей Петра Гринева, которые наотрез отказались благословлять их на женитьбу. Маша смирилась с этим обстоятельством, вела себя кротко и скромно, чем в конце концов заслужила уважение и любовь не только Гриневых, но и самой императрицы Екатерины. Значит, смирение - это не слабость, а сила, ведь только сильная личность может смирить гордыню и сделать так, как лучше для всех, а не только для нее.

Матрене Тимофеевне, героине поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", приходилось со многим смириться и пережить много горя. Непосильная работа, потеря ребенка, несправедливость в семье мужа – все это сносила героиня. Она жила ради своих детей, эта цель поддерживала ее, делала сильной в ее кротости. Например, ради одного из сыновей Матрена пережила телесное наказание, лишь бы ребенок не был покалечен. Смирение не равно слабости, часто для этого требуется гораздо больше мужества.

Ильинична, героиня романа М. А. Шолохова "Тихий Дон", символизирует безграничное смирение, материнскую любовь, приверженность дому. Жизнь ее никогда не была сладкой: в молодости муж изменял ей и бил ее. Вся жизнь – череда тяжелого и неблагодарного труда, грубостей и унижений. Однако героиня терпела, потому что семья – главное для нее, основа всего. И ради семьи, счастья детей можно вытерпеть все. Этому она учила и невестку Наталью, но та ее не послушала, собралась расставаться с мужем и сделать аборт, от неудачной операции и погибла. Иногда в пылу гордости человек забывает о том, что только мир в семье может сплотить людей вокруг нее. Ильинична понимала это, и только ее усилиями такие разные Мелеховы жили в одном курене.

Примеры сочинений по тематическому направлению Гордость и смирение


Он и она

Аргументы к итоговому сочинению по направлению "Он и она".

А. Куприн "Гранатовый браслет"
Желтков, ничем не примечательный человек, оказывается способным на истинную любовь. Вера Шеина - женщина, ставшая смыслом его жизни. Будучи обыкновенными чиновником, Желтков понимал, что она, княгиня, ему не пара. Но это не мешало настоящим чувствам. Желтков не намеревался завоевать Веру Николаевну, не мешал ей жить. Любовь была для него высшим счастьем. Желтков решил свести счеты с жизнью, чтобы не мешать объекту своей любви. Это не трусость, а обдуманный поступок. Герой ушел из жизни, благодаря судьбу за то, что ощутил настоящую любовь. Желтков отдал Вере Николаевне самую дорогую вещь, которая у него была - гранатовый браслет.

В. Кондратьев "Сашка"
Сашка влюблен Зину и надеется, что это взаимно. Но он узнает, что девушка уже любит другого. Герой сожалеет об этом, но не осуждает Зину. Сашка понимает, что это абсолютно нормальный, оправданный поступок, тем более в военное время. Он уважает девушку и принимает данную ситуацию как должное, не мешая ей быть счастливой.

Л.Н. Толстой "Война и мир"
Истинная любовь - это чувства Пьера Безухова по отношению к Наташе Ростовой. Он любил девушку уже тогда, когда ее женихом был Андрей Болконский. Но Пьер не мог позволить себе лишнего, потому что князь Андрей - его друг. Пьер руководствовался своими высокими нравственными принципами, герой не мог позволить себе совершить бесчестный поступок. Он поддержал Наташу в трудное для нее время, всегда был готов прийти на помощь. Настоящая любовь проявилась в благородных поступках Пьера. Ведь важнее всего уважение к человеку, которого любишь, и близким для него людям.

Джек Лондон "Мартин Иден"
Руфь Морз - источник вдохновения, лучшая мотивация к развитию и самосовершенствованию для Мартина Идена. Обещая себе во что бы то ни стало добиться любви девушки, Мартин Иден начал читать, обучаться. С каждым днем он становился лучше. Скоро Мартин Иден преодолел пропасть, разделявшую его, обычного бедного моряка, и Руфь, принадлежавшую к высшему обществу. Любовь заставила юношу развиваться. Он стал одним из самых образованных людей в обществе. Но история любви Руфи и Мартина Идена закончилась трагично. Наверное, настоящей любви все-таки не было.

Примеры сочинений по тематическому направлению Он и она


Итоговое сочинение по литературе 2019-2020





Выпускное сочинение 2019-2020

Сочинения по тематическим направлениям
для итогового сочинения по литературе
в 2019 - 2020 году (примеры сочинений)

Война и мир
Надежда и отчаяние
Добро и зло
Гордость и смирение
Он и она






Общая информация.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ
выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, введено во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня
(по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.



Сочинения по тематическим направлениям 2019-2020 года

На работу дается 3 часа 55 минут.
В тексте должно быть не меньше 250 слов.


В этом году правила оценивания остались прежними.
Работы выпускников оцениваются по системе "зачет-незачет" и являются допуском к ЕГЭ.

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность





Итоговое сочинение по литературе 2019-2020
              Яндекс.Метрика

     Рейтинг@Mail.ru     

^^^^^^^