Выпускное сочинение
   Тематические направления итогового сочинения

Итоговое сочинение по литературе на тему Человек и общество

Примеры сочинения по тематическому направлению Человек и общество


   Примеры сочинения по тематическому направлению Человек и общество


Человек и общество
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.
Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.
Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.


Итоговое сочинение по литературе на тему Человек и общество


     Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


          Итоговое сочинение по литературе на тему: Человек и общество

Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения. Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми. В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло. Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.

Именно такую ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми - Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.

Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.

Именно такую ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми - Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.

Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.


          Итоговое сочинение по литературе на тему: Человек и общество

В человеке, как в капле воды, отражается всё общество: лучшие качества и его пороки.
Сегодня люди впервые получили возможность не просто высказаться, но и выговориться.
Выплеснуть всё, что накопилось на душе.
И всем стало видно, сколько вдруг появляется грязи.
Не целебный источник забил, а гнойник прорвался.
Потеряла Россия В России Россию, - пишет Евгений Евтушенко в стихотворении "Потеря". Как актуальны эти строки!

Не надо доказывать, что общество наше больно, что оно испытывает духовное голодание.
И человек ищет форму самовыражения. Ищет форму проявления собственного "я".
Во все времена люди стремились познать себя, найти свое место в жизни, несмотря на всевозможные общественные катаклизмы.
На помощь всегда приходили литература, живопись, музыка.
Когда я слушаю Чайковского, я обо всем забываю, стоя на пороге величественного духовного мира.
Я не понимаю, как можно было семью нотами, семью значками на нотном листе выразить все это богатство, космическую глубину и высоту души, и думаю об одном: вот в этой душе до конца проявилось то, что дано было от Бога.
А ведь жизнь этого человека была страстной, в ней часто случались падения, но мы не помним ничего этого - мы слышим только музыку.
Итог этой жизни - итог колоссальных усилий, исполинской борьбы.
И вот - душа современного человека.
Пустая, неодухотворенная и не осмысляющая себя.
Когда в ней происходит борьба, стремление показать миру свое "я" - это чаще всего заканчивается поступками бесчеловечными, жестокими.
Вспомним слова Вольтера: "Никуда не годится тот, кто годен только для себя".
Забывая эти слова, мы можем пройти мимо человека, по сути брата своего, которому стало плохо на улице и срочно требуется помощь.
Мы молчим, когда здоровые парни, вполне способные заработать на жизнь честным трудом, занимаются разбоем.
Человек и общество.
Эта проблема остается злободневной, насущной на протяжении всех веков, никого не оставляя равнодушным.
И настоящий писатель-гражданин не может не откликнуться на вопросы современности.
Повесть В. Распутина "Пожар" - глубокий, талантливый анализ современной действительности.
В небольшом по объему произведении показаны и пожар в таежном поселке, и личные переживания главного героя, и бездуховность людей, которая в тяжелую для поселка минуту думают не о спасении народного добра, а о личной наживе.
Повесть заставляет нас присмотреться к этим явлениям, она призывает: остановитесь, всмотритесь в себя, так ли мы живём?
Ведь жизнь дана для осознания себя человеком среди людей: счастливым, добрым, мудрым.
Всё это понимает главный герой произведения В. Астафьева "Царь-рыба" в последнюю минуту.
И только когда дрожащим голосом он просит прощения за всё, что совершил в жизни, тогда царь-рыба тихонько отходит от него.
Страшный рассказ, который заставляет нас думать о каждом сегодняшнем шаге.
Мир наш жесток. Посмотрите, сколько вокруг самоубийств!
Сколько моих сверстников сводят счёты с жизнью!
Кто виноват: семья, школа, друзья!
Простите, но жизнь-то твоя, тебе дана.
Жизнь - дар Божий!



Представьте, что исчезнет с лица Земли какой- то вид животных или растений.
Экологическая катастрофа!
Но самоубийство - катастрофа едва ли не большая, хотя речь идёт всего об одной душе.
Какой бы сложной, отвратительной эта жизнь ни была, мы обязаны бороться за неё, спасать её.
На это способен человек, в котором живо доброе начало. Совесть.
И только она подсказывает человеку точный курс. И только совесть указывает: тут надо бы посоветоваться со старшим, более опытным.
Да, сейчас мы не в силах сами разложить всё по полкам, по порядку - сил не хватает, духовных сил в первую очередь.
Но ведь можно привести примеры, когда и этих усилий достаточно не только на то, что бы не упасть, но чтобы всей жизни придать верное направление.
Это Пушкин, Есенин, Шостакович, в очень раннем возрасте понявшие, что талант требует неустанной работы.
Церковь тоже могла бы привести примеры из своего ряда имён.
Преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский уже в детстве избрали путь монашества, священства и в конце жизни были окружены многочисленной братией.
Им хватило и терпения, и послушания, и труда, и сил - и они достигли духовных высот.
Думаю, что всё или почти всё определяется нашим воспитанием.
Наше общество из поколения в поколение растит людей, у которых нет никакого воспитания.
Они ничего не впитали, хилы духом и душой. Штампуется поколение а не личности.
Помните "Стойкого оловянного солдатика" Андерсена?
Все солдатики были на одно лицо, а он выделялся, был одноногим.
А люди - не оловянные солдатики. Каждый - единственный и неповторимый.
Этому нас учили уроки литературы в школе. Мы знакомились с произведениями Гоголя, Толстого, Чехова.
Ещё бы я включила в программу школы если бы не саму Великопостную молитву, то её переложение, сделанное Пушкиным,
- "Отцы пустынники и жёны непорочные".
Эти стихи есть в любом собрании, можно самому взять и прочитать.
Я разбирала бы этот текст медленно, по одному слову - как на уроке русского языка разбирают предложение.
Но школьная программа даёт очень мало часов для восприятия хлеба насущного - плодов мировой литературной нивы.
Поэтому мы сами должны задумываться над этим.
Есть старая-престарая книга, известная сотням поколений под кратким названием "Библия".
Она несёт в себе вечные, непреходящие нравственные устои, соблюдая которые, человек умеет остаться человеком, несмотря ни на какие испытания, человеком мудрым и сильным, надёжным и здравым, добрым и милосердным.
Заметьте: я назвала "Библию" именно книгой, можно добавить : для чтения, для учения, для повторения, даже для поклонения, ибо человеку - если он, повторяю, человек! - всегда свойственно поклоняться книгам, которые учат добру.
Не кривитесь при слове "учат". Лишь скверные книги слащавы и назидательны, хорошие же умеют учить исподволь, ненавязчиво и увлекательно
Один мудрец сказал:
"Прошлого нет - оно прошло, и ничего изменить в нём мы не сумеем.
Будущее - не в нашей власти.
Используй же текущий миг, чтобы сделать добро людям.
Спеши творить добро!"
И если мы сегодня успеем донести добро, если мы сделаем его правилом на каждый день - мы оправдаемся перед историей и перед людьми.
Да, мудрость - на все времена, на все минуты жизни.
Никто не сумеет опровергнуть этой истины.
Время течёт, силы наши истощаются, благие порывы гаснут.
В какой-то час мы спохватываемся - поздно.
На память всё чаще приходят слова Чаадаева, которые ещё в XIX веке писал, что Россия создана для того, чтобы весь мир увидел, как не надо жить, и, действительно, судьба России во все времена была тяжёлой.
Но я верю: наступят лучшие дни, и общество возродится через усовершенствование души каждого человека.
И не только красота спасёт мир, по словам Ф. Достоевского, но и доброта, милосердие, гуманизм.



          Итоговое сочинение по литературе на тему: Человек и общество

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни,
субъект общественно-исторической деятельности.
Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное,
природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Выяснив, кто такой человек, можно сделать вывод – ребёнок в момент рождения не человек.
При рождении ребёнок является индивидом, т.е. это экземпляр живого, имеющий все признаки свойственные виду,
к которому он принадлежит, и отличающийся генетическими и фенотипическими особенностями.

После того, как человек родился, он является индивидом.
Индивид - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности,
и лишь только при рождении индивид – ребенок еще не обладает базой основных понятий,
даже элементарно не знает что такое мама, папа, стол, стул.
При развитии он становится личностью, т.е социально-психологическим лицом человека или,
то чем люди отличаются друг от друга в обществе по отношению к нему.
И лишь только при рождении индивид становится кандидатом в человека.

А. Пьерон, своим высказыванием подразумевал, видимо под понятием человека нечто большее, чем просто определение.
Он подразумевал, что человек – это личность, а ребенок личностью не является, он индивид.

Я не совсем согласна с мнением автора.
Я считаю, что при рождении ребенок – уже и есть человек по своей сущности.
Если опираться от определения, то человека представляют как понятие с помощью,
которого выделяют человека как существо особого рода среди всех других живых существ, например, отделяют человека от животного.
Человек представляет собой сложную систему, он многомерен.
С научной точки зрения человек – это уникальный продукт длительного развития живой природы
и одновременно результат космической эволюции самой природы.
Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде.
Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком,
лишь, будучи включенным, в социальные отношения.
Это истина, которая позволяет говорить о сущности человека как единство природного и социального.
По своему содержанию и объему понятие «человек» гораздо шире, чем понятие «личность».
Если, опираться на определение «человек», «личность», «индивид», то можно сделать вывод, что при рождении человек является индивидом.
Сущность человека, его происхождение и назначение,
место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.




    Хотите для образца уникальное Выпускное сочинение?     Закажите (ответ от 2 часов)  


Еще примеры сочинений на тему Человек и общество





Выпускное сочинение 2017-2018

Сочинения по тематическим направлениям
для итогового сочинения по литературе
в 2017 - 2018 году (примеры сочинений)

Верность и измена
Равнодушие и отзывчивость
Цели и средства
Смелость и трусость
Человек и общество








Итоговое сочинение по литературе на тему Человек и общество
              Яндекс.Метрика

     Рейтинг@Mail.ru